Новый поворот: Украине грозит массовое закрытие автошкол

По данным Всеукраинской ассоциации автошкол, по состоянию на конец 2015 года в Украине функционировало свыше 2800 автошкол различных форм собственности. Из них без малого 60%, или примерно 1600, — учебные заведения, принадлежащие Обществу содействия обороне Украины (ОСО, бывшее ДОСААФ), Всеукраинскому союзу автомобилистов (ВСА) или созданные на базе учебно-производственных комбинатов и ПТУ. Остальные — частные автошколы, работающие под собственными брендами.

Выйти на общенациональный уровень и открыть филиалы по всей стране смогли только ОСО и ВСА, а вот среди “брендовых” частных заведений ни одной всеукраинской нет: чаще всего компании ограничиваются одним городом, и только считанные частные автошколы из числа крупных располагают филиалами в соседних населенных пунктах, пишет “ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины”.

В Киеве наиболее разветвленной сетью могут похвастать такие автошколы, как “Онега” (30 филиалов), “Сигнал” (16 филиалов), ОСО (восемь филиалов) и “Карат” (пять филиалов).

По данным Всеукраинской ассоциации автошкол, по состоянию на конец 2015 года в Украине функционировало свыше 2800 автошкол

Нет новых авто — нет учеников

Кризис последних двух лет обозначился заметным спадом продаж новых автомобилей, логичным следствием чего стало уменьшение количества слушателей автошкол. В 2015 году поток курсантов даже по приблизительным подсчетам сократился вполовину по сравнению с предыдущим годом.

Интересно, что доля корпоративных клиентов автошкол “стремится” к нулю. “Компании делают выбор в пользу курсов повышения квалификации водителя с углубленными тренингами эковождения, защитного, контраварийного вождения”, — объясняет глава Всеукраинского объединения автошкол Илья Щербина.

Ну а те, кому все же нужны водительские права, при выборе автошколы руководствуются, как и прежде, тремя критериями: это известность учебного заведения, отзывы о нем среди друзей и знакомых и, конечно, цена.

Нередко автошколы зазывают низкой “рекламной” ценой, которая может существенно отличаться от фактической: быстро выясняется, что курсанту придется доплачивать за бензин для практических занятий. Так поступают, например, в школах сети ОСО.

Автошкола в Украине давно является обязательной повинностью, без прохождения которой не получить водительское удостоверение, причем неважно, умеете ли вы к моменту обучения водить машину или впервые увидели руль. Потому, безусловно, переплачивать желания нет. Но, видимо, придется, так как стоимость обучения в автошколах постоянно растет. Взять, к примеру, самую популярную категорию “В” (легковые автомобили полной массой до 3,5 тонн). Еще в 2012 году стандартный курс длительностью 2,5 месяца стоил, в среднем, 2800 грн. Но уже в следующем году средняя цена выросла до 3500 грн, а сейчас она составляет 4500 грн.

Однако в долларовом эквиваленте картина прямо противоположная: стоимость обучения по данной категории упала с $350 в 2012 году до $180 в 2015-м. Привязка к “твердой” валюте не случайна. Топливо, запчасти к школьным автомобилям, компьютеры для учебных классов — все это дорожает вместе с девальвацией гривни. В итоге сегодня автошколы в большинстве своем работают на грани рентабельности и поэтому всячески стараются сократить операционные расходы. А это в первую очередь означает сокращение или даже замораживание программ обновления учебного оборудования и автомобилей. Более того — многие школы сейчас стараются вовсе отказаться от собственного транспорта, предпочитая нанимать на работу инструкторов по вождению с личными автомобилями. При этом расходы на амортизацию техники ложатся на плечи самого инструктора.

“Автошколы снизили доходы до минимума, что не может не отразиться на качестве предоставляемых услуг”, — признает Илья Щербина.

Автошколы снизили доходы до минимума, что не может не сказаться на качестве предоставляемых услуг

Уроки выживания

Но “выучиться на права” можно и за сумму, которая практически вдвое меньше среднерыночной — 2200-2800 грн. В Киеве обучение по льготной “ставке” предлагают немало автошкол, в их числе и входящая в топ-5 “Онега”. Как формируется такая демпинговая цена? Игра на понижение идет за счет сокращения объема предоставляемых услуг: вместо предусмотренных стандартной программой 40 академических часов (категория “В”) курсант откатает всего двадцать.

Не секрет, что автошколы грешили этим и раньше, но за последние пару лет количество таких случаев значительно увеличилось. Налицо явное нарушение учебной программы (типовая программа обучения утверждена постановлением КМУ №229 от 02.03.2010), но владельцы таких автошкол идут на это сознательно и даже не таясь. Парадокс в том, что на сегодняшний день ни один из профильных госорганов не имеет полномочий для проверки автошкол.

Осень 2015 года, помимо усугубляющего кризиса, принесла рынку и другую напасть, поставившую большинство автошкол на грань закрытия. Дело в том, что в 2010 году в Украине была введена обязательная пятилетняя аккредитация таких учебных заведений и подошел срок их переаккредитации. Беда в том, что сегодня ни один государственный орган аккредитацией автошкол не занимается. Раньше за это отвечала Госавтоинспекция (ГАИ), а после начала работы летом 2015 года Национальной полиции данная функция формально отошла к Центральному сервисному центру МВД. Но там разводят руками: “Без внесения соответствующих изменений в приказы МВД, Мининфраструктуры и Минобразования у нас нет нормативных оснований заниматься переаккредитацией автошкол”.

Когда будут внесены требуемые изменения? В Центральном сервисном центре МВД уверяют, что это произойдет уже в марте. Однако к тому времени у большинства автошкол выйдет срок аккредитации, а сама отрасль войдет в крутой занос.

Источник: http://delo.ua/auto/novyj-povorot-315990/ © delo.ua

Коментарі відсутні

Залишити коментар